Нужно ли волноваться, если ребенок в 2 года не разговаривает, а, только показывая пальчиком на интересующие его предметы, мычит, издает неразборчивые звуки или вовсе молчит?
Часто родители двухлетнего малыша не обращают внимание , на тот факт, что их кроха не разговаривает, так как существует мнение, что особо беспокоиться по этому поводу не стоит .Однако, если у ребенка хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами, но при этом в 2 года не разговаривает — это не норма.
При нормальном речевом развитии словарный запас детей такого возраста составляет примерно 200 слов, они могут общаться, используя простые предложения из 2-3 слов.
Причины, по которым дети не научились говорить к этому времени, могут носить социальный характер: с малышом мало или совсем не общаются, упрямство ребенка, так называемый «речевой негативизм», сильный стресс, переживания, волнения на фоне нестабильной семейной обстановки (ссоры родителей в присутствии ребенка. Существуют также физиологические причины: следствия травм головы; инфекционные заболевания, которые перенесла мать в период беременности или кормления грудью; проблемы, связанные со слухом ;повреждения речевого аппарата.
Навыки разговорной речи ребенка формируются в семье. Спокойные и доверительные отношения между членами семьи, когда ребенок чувствует себя в полной безопасности, активное общение в семье, отсутствие постоянного шума в квартире (телевизор, радио и т.п.), общение со сверстниками благоприятно влияют на речевое развитие детей.
С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ребенком не «сюсюкая», не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Повторяйте названия предметов вместе с малышом .Слушайте звуки и шумы. Спрашивайте: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, пение птиц и т.д.
Не предугадывайте желания малыша. Например, если показывает пальчиком на игрушку – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет.
Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только односложно, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. Начинайте учить малыша коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавляйте слова, обозначающие цвет, размер, действие и т.п. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», и т.д.
Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа.
Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что малыш произнесет их отлично. Похвалите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как он произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.Занятия проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, развивать память и внимание.Научите ребенка простым упражнениям артикуляционной гимнастики: цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри и т.п.
Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки.
Одну из главных ролей в развитии речи детей двухлетнего возраста играет мелкая моторика. Ученые уже давно доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления ребенка. Так, делая массаж пальчиков рук малышу ,вы воздействуете на точки, которые подают сигналы в часть коры головного мозга, ответственную за развитие речи.
Развивать мелкую моторику малышей можно, используя: массаж пальчиков и кистей, расстегивание/застегивание крупных пуговиц, перебирание пальчиками мелких предметов (фасоли, пуговиц, гороха, бусин и т.п.),собирание мозаики ,рисование, лепка.
Таким образом, речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются в его жизни.