В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательный интерес, он все хочет знать. Его интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
От того, как развито у малыша восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Психологи доказали, что сенсорное развитие является основой умственного развития и залогом успешного обучения ребенка в детском саду.
Если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь мы уже говорим о сенсорном воспитании. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие, совершенствование у малыша его сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений).
Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то и в игре происходит познание окружающего. В игре развиваются все психические процессы. Играя, малыш учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В игре ребенок усваивает сенсорные эталоны. Существует множество игр, развивающих сенсорное восприятие ребенка. Основная задача всех сенсорных игр - это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Это лишь малая часть того, чем вы можете занять малыша дома. Многие домашние дела можно превратить в веселую игру и при этом чему-то обучить ребенка. Играйте с малышом насколько можно чаще. Ведь для него это так важно. Общение в игре не только упрочить ваши взаимоотношения, но и поможет малышу получить опыт, который пригодится ему в дальнейшем.