Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука – глаз» (зрительно – двигательной координации, поскольку полноценное развитие мелких движений кистей рук обычно происходит под контролем зрения.
Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении школьными навыками.
Развитие моторики на музыкальных занятиях происходит во время речедвигательных упражнений и игре на музыкальных инструментах, во время подвижных игр с предметами, вариаций и комбинировании этих видов игр.
Речедвигательные упражнения - это пропевание песенок, распевок с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью. Применение предметов, имеющих различную поверхность (мягкую, острую, гладкую и др.) усиливает эффект. Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд.
Игра на музыкальных инструментах. Металлофоны, ксилофоны, колокольчики, бубенцы, тарелки, бубны различной величины, маракасы, треугольники, трещотки дают возможность детям учиться музицировать и одновременно учатся регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук.
Применение различных предметов (палочек, флажков, погремушек, мячиков, платочков, ленточек и т.п.) также усиливают эффект влияния музыкальных игр на развитие мелкой моторики детей. Упражнения начинаются в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, при этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью их выполнения.
Только многократное повторение манипуляций с инструментами в системе, способствуют преодолению недостатков развития предметно практических действий, как в умственном, так и в моторном плане.