Дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…
Большое значение в развитии конструктивных умений детей имеют строительные игры. Строительная деятельность, способствует снятию напряжения, тревожных состояний, способствует развитию внимания, настойчивости в достижении цели, способностей анализировать и планировать свою деятельность. В строительно-конструктивной деятельности есть возможность передвигать разные по форме предметы, сравнивать, накладывая одну на другую, проверять на прочность получаемую конструкцию.
В процессе деятельности дошкольники знакомятся с простыми формами различных предметов, у них формируется умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь. Решаются задачи нравственного воспитания – дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе»
Строительные игры как элемент конструирования подразумевают под собой создание, созидание и строительство дошкольником чего-либо. Принято выделять несколько видов строительного материала : специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы); природный (песок, снег, глина, камни); подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Благодаря активному использованию строительных игр у детей дошкольного возраста формируются сенсорные способности. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.
Особенности конструктивно-строительных игр: проявление активности; замещение одних предметов другими; участие взрослых; впечатления об окружающем предметном мире; деятельность, направленная на получение результата; важное значение имеет деятельность рук, связанная с активной работой сознания; тесная связь с другими видами игр . Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу; подбирать необходимый материал; оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей; творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата ,расширяется словарный запас. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев. Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.
Таким образом, строительные игры способствуют формированию конструктивных умений детей дошкольного возраста. Дети учатся узнавать и выделять объект, видеть существенное (абстрагирование), собирать объект из готовых частей (синтез), выделять составные части (анализ), видоизменять объект по заданным параметрам получая новый предмет (трансформация). Кроме того, строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, пространственного воображения.