Одной из основных задач воспитания в детском саду является коммуникативное развитие ребенка, то есть умение общаться в коллективе, взаимодействовать друг с другом, получать радость от общения.
Так же для полного и разностороннего развития личности важнейшее значение имеет нравственно-эстетическое воспитание. Оно может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию, такие работы называются коллективные.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно – эстетическое воспитание детей, вырабатывающие следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании.
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать.
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения.
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
На календаре август и группы в детском саду смешанные. Это позволяет создавать с детьми оригинальные коллективные работы. Ко дню флага дети младшего, среднего и старшего возраста совместно создали композицию «Российский флаг». Каждый участник деятельности выполнил свою, порученную ему часть работы индивидуально и на завершающем этапе работы она стала частью общей композиции. У кого то хорошо получается выполнять простейшие действия в технике «оригами», кому то понравилось склеивать необходимые детали, кто то рисовал глазки для бумажных голубей. Ребята постарше раскрашивали флаг в триколор, самые маленькие участники коллективной работы приклеивали различные детали в соответствии с цветами флага и т.д.
К педагогу дети обращались тогда, когда не могли договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как можно договориться, уступить друг другу, если надо научить работать вместе, дружно с удовольствием.
Такие занятия позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества, демонстрировать простейшие варианты совместного планирования. Склонные к завышению оценки собственного труда дети не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. И напротив дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.
Коллективная форма творческой деятельности дает возможность формировать умения и навыки, работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирование общественно ценных мотивов.