Игра начинается с началом жизни человека. Игра для ребёнка – важный момент его развития. Играя, он познаёт мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Среди многообразия игр следует выделить подвижные игры.
Подвижные игры вносят в душу ребёнка радость и одновременно содействуют укреплению организма. Ребёнок раннего возраста приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, быстроту реакции, умение сравнивать, размышлять, анализировать, фантазировать. В процессе игры можно благоприятным образом проводить физическое, нравственное, моральное воспитание детей.
На физическом уровне подвижные игры способствуют общему укреплению многих систем организма ребенка. В процессе игр у детей нормализуется работа сердечно-сосудистой системы, активно работают мышцы, улучшается моторика и координация движений, развивается двигательная активность детей. Особенно они полезны для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям, ОРВИ или простудным заболеваниям.
Благотворное влияние оказывают они и на психическое и эмоциональное состояние детей. Многие игры позволяют ребенку раскрепоститься, побороть страхи, преодолеть стеснение и научиться общаться с детьми.
Все подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Для детей раннего возраста мы рассмотрим подвижные игры с правилами. Они делятся на сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, игровые упражнения.
Сюжетные игры.
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых (лётчик, пожарный, шофёр и т.п), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолёт), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц, некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, неуклюжесть медведя, быстрота и ловкость зайца, птиц, заботливость курочки-наседки). Например, «Знакомство с куклами», «Катя заболела», «Строим дом», и др.
Бессюжетные игры.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений и ориентировки в пространстве. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами. Это такие игры как «Догони меня», «Раз, два, три беги», «Кто тише», «Где звенит колокольчик».
Игровые упражнения.
Игровые упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Игровые упражнения можно использовать при проведении индивидуальной работы по развитию движений, как с отдельными детьми, так и с небольшими группами. Это игры «Прокати мяч», «Доползи до погремушки», «Попади в воротца», «По мостику», «Через ручеёк» и т.д.
Игры – забавы.
Игры-забавы имеют особое значение в развитии раннего возраста. Кроме эмоций, игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями, попевки и маленькие стихотворения. Это, например, «Волшебные ладошки», «Киска брысь», «Водичка-водичка», и т.д.
Итак, подвижная игра – одно из самых важных средств, всестороннего развития и воспитания детей раннего возраста.