Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи могут быть включены и музыкальную деятельность в детском саду. Нарушения темпа и ритма речи могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степень мало беспокоят родителей и педагогов. Но при тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические. Развитие, проявления и методы коррекции этих дефектов различны.
Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастанием трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Очень важно выполнять эти упражнения в медленном темпе.
Приемы логоритмики, которые с успехом применяются и в музыкальной деятельности и способствующие нормализации темпа как общей моторики, так и речи:
1. Двигательные упражнения в сочетании с произнесением слов или фраз. Таким образом, ребенок просто не может ускорить произношение, пока не будет произведено определенное движение, и вынужден вырабатывать самоконтроль.
2. Работа над постановкой правильного дыхания, контроль за звукопроизношением.
3. Формирование выразительности речи, постановка смыслового ударения, работа над лексической составляющей.
4. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и слуховой памяти и др.
Такие упражнения воспитывают внимание к собственной речи и ответам собеседника, умение управлять своим поведением и речью в момент эмоционального напряжения, стимулируют речевую активность и способствуют перевоспитанию личности.
«Хлопки в ладоши»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.
Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.
(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)